Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
- Дети находящиеся в экстремальных ситуациях
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
- Семьи находящиеся в социально-опасном положении.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.
финансовые;
трудоустройста;
органичения жизнидеятельности;
медицинские;
психологические;
жилищные и т.д.
Социально-бытовые услуги, материальная помощь, социально-правовые, психологические, социально-мелицинские услуги.
Педагогиеские услуги;
- педагогическая помощь детям в защите их интересов;
- консультативная помощь родителям и детям;
- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
- коррекционная помощь детям с нарушением речевого развития, аутизма, неврозами;
- содействие культурно-досуговой деятельности детей;
- практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
- обучение родителей приемам организации иогровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
Выявление сведений о категориях семей, заполнение социального паспорта ;
Беседа (с соседями, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
Посещение на дому;
Наблюдение за ребенком;
Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как отдельно , так и для всех членов семьи.
Сообщение в правоохранительные органы (ОПДН ОМВД, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства, следственный отдел, прокуратуру)
Изъятие детей из семьи;
Определение детей в ГБУ Со СРЦ "Возвращение";
Судебное заседание и вынесение решения по исполнению родительских прав; Оформление детей для дальнейшего проживания в семью опекуна (детский дом, приемную семью).